Сразу хочу оговориться, что всё что будет написано ниже – это сугубо моё личное мнение, не является руководством к действию и антирекламой чего бы то ни было или кого бы то ни было.
Итак, весной далёкого 2005-го года меня, студента третьего курса, за ручку привели в диспетчерский отдел транспортно-экспедиционной компании Ф. В этой компании меня оформили стажёром, а сотрудницу диспетчерского отдела Анну назначили мои куратором, который должен был научить меня всему что знает. И вот, когда я приготовился внимать великие транспортные мудрости,
Анна грустно посмотрела на меня и со вздохом сказала: «Студент, запомни самое главное: жопа должна быть прикрыта!»
Не слишком высоколитературно, зато коротко, ёмко и легко запомнить.
Первая реакция на такое откровение – отрицание. «Я пришёл сюда работать, а не жопу прикрывать», — так в тот день подумал я, такой же ответ слышал от своих младших товарищей, когда пришло моё время наставлять практикантов. Основную же суть этого «правила» начинают понимать позже, с приходом опыта. И сейчас эту суть я постараюсь кратко объяснить.
Есть транспортные компании – владельцы пароходов, вагонов, контейнеров автомобилей и т.п. Транспортные компании оказывают услуги по перевозке чего-то, т.е. грузят на свой транспорт и везут. Их задача и их зона ответственности — это перевозка из точки А в точку Б (например: из порта в порт; от фабрики до порта; от жд станции до склада и т.д.). На практике в большинстве случаев эта зона ответственности — лишь маленький кусочек, лишь одно из звеньев из которых складывается перевозка. Морская линия никогда не повезёт груз по железной дороге, а владелец ГАЗели, бегающей по Москве, не довезёт контейнер из Нингбо в Порт Восточный и так далее.
Кто же такие экспедиторы? Экспедиторы – это организации, которые покупают сервис транспортных компаний (маленькие звенья транспортной цепи) и составляют их в единую цепь, обеспечивающую доставку товара из какой-нибудь Китайской деревни в какое-нибудь русское селенье. В этой цепочке будет и морская перевозка, и железнодорожная, и автомобильная. Иными словами экспедиторы не перевозят груз, а организуют перевозку, используя свои знания, связи и договорённости.
В подавляющем большинстве случаев у экспедитора в собственности нет ничего кроме офисной мебели и оргтехники, а главными активами, обеспечивающими его работу являются сотрудники, и те самые бизнес-связи и договорённости с субподрядчиками. Т.е. материальных ценностей у компаний почти нет, но при этом экспедиторы ежедневно принимают под свой контроль грузы стоимостью на многие тысячи долларов. Почему они это делают? Не слепое ли это безрассудство? Оказывается, что нет. Ответственность каждого перевозчика перед экспедитором, во-первых, прописана в договорах между перевозчиком и экспедитором, во-вторых, устанавливается нормативно правовыми актами (как международными, так и внутри каждой страны), в-третьих, страхуется страховыми компаниями.
Однако, всё равно остаётся большое количество оговорок, которые при невнимательном к ним отношении могут доставить неприятности.
Вот лишь некоторые примеры:
✔ Котируя ставку на морскую перевозку, линия обязательно напишет в конце «subject to containers and space availability» — так что, если места или порожних контейнеров будет не хватать, то ставка может и поменяться;
✔ В расписании даты отправления и прибытия всегда указываются как ETD, ETA (estimated time of departure / arrival) ключевое слово estimated – ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ; ну а приписка «subject to space and weather conditions» - призвана окончательно развеять иллюзии насчёт точных дат и транзитного времени;
✔ Многие слышали об «ускоренных контейнерных поездах» и о том, что от Владивостока до Москвы они «гарантировано» довезут Ваш груз за 9 дней, но мало кто знает, что по Приказу МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 27 минимальная скорость такого поезда – 360 км/сутки, т.ч. если за 9 дней супер-мега срочный груз не доедет до Москвы, то никто как бы и не виноват.
✔ В любом коносаменте вы найдёте фразу нвроде: «All particulars (weight, measure, marks, numbers, quantity, contents, value, etc) thereof being as stated by the Merchant but unknown to the Ocean Carrier». Типа «ребята, мы не в курсе, что там мы везём» и, если вдруг что, то все вопросы к отправителю.
✔ Даже в обычной речи транспортники и экспедиторы избегают каких-то однозначных утверждений:
— Андрей, прибытие во Владивосток ожидаем 31/03, нет ли каких-то изменений?
— Виталий, да, пока все по плану.
Чувствуете вот эту неуверенность и неопределённость?
И таких оговорок великое множество. Чем больше таких оговорок вы знаете, чем тщательнее продумываете свои действия, чем тщательнее прописываете условия сотрудничества, тем лучше будет прикрыта пятая точка и тем сохраннее будут ваши груз, нервы и деньги.
И несколько советов в заключение:
✔ Не стесняйтесь уточнять условия, на которых предложена вам ставка;
✔ Все договорённости, все соглашения и все важные для вас аспекты обязательно должны быть письменно подтверждены вашим партнёром; - не верьте формулировкам «мы гарантируем…» — честный и профессиональный экспедитор никогда, ничего не гарантирует;
✔ Внимательно самостоятельно проверяйте все товаросопроводительные и коммерческие документы.
В общем, прикрывайте свою пятую точку заранее!
Виталий Белогородцев,
логист “Клевер Транспорт Групп”
______________________________
Предварительный расчёт ставки для перевозки сборных грузов можно на нашем калькуляторе, или связавшись с менеджером.
#грузовыеперевозки #международныеперевозки #сборныегрузы #сборныегрузыизкитая #экспедиторскаякомпания #логистика #доставкагрузовизкитая
#колонкалогиста #clevertransport #клевертранспорт